Инвестирование в акции привлекает низким порогом входа, высокой ликвидностью и потенциальной доходностью. Новичкам начать зарабатывать на акциях не так-то просто из-за недостатка знаний о фондовом рынке и зависимости рынка ценных бумаг от внешних факторов.
Ключевой этап перед покупкой – анализ финансовых показателей компаний. В зависимости от темпов роста их акции разделяют на акции роста и акции стоимости. В этой статье инвестиционный аналитик Тешев Рамазан расскажет про акции роста российских компаний: как их найти и с какими рисками можно столкнуться.
Что такое акции роста
Акции роста – это ценные бумаги с быстрорастущей стоимостью в текущей рыночной ситуации либо с высоким потенциалом для роста в будущем.
Например, за 2 года стоимость акции выросла в 8 раз, а индекс – в 2 раза. Такую бумагу можно отнести к акциям роста. Инвесторы часто оценивают их с завышением, закладывая в цену сохранение темпов роста.
Для акций роста характерен форсированный рост стоимости по сравнению с другими активами, но возможно и стремительное снижение котировок.
Признаки акций роста:
- узнаваемость компании в отрасли
- деятельность в быстрорастущем секторе экономики
- инновационные технологии
- лидерство на рынке с конкурентными преимуществами
- крупные вложения в развитие
- сильная команда менеджеров
- нестабильная прибыль из-за капиталовложений в развитие
Акции роста могут выпускаться компаниями из разных сфер с разной капитализацией. Цель инвестора – выбрать перспективную акцию и приобрести ее по невысокой стоимости.
Кейс: Яндекс
В 2019-2021 годах акции Яндекса выросли более чем в 2 раза. Это произошло благодаря росту выручки компании на 35-45% каждый год.
Главными источниками роста стали:
- Развитие сервисов (Яндекс.Такси, Доставка, Маркет и т.д.)
- Удвоение доходов от рекламы
- Успешное развитие новых направлений (например, облачный сервис Yandex Cloud показывал рост на 80% в год)
От средних показателей 2019 года до пика акции выросли на 225%.

Как искать акции роста
Самостоятельный поиск акций роста – это трудоемкий и ответственный процесс. Необходимо проанализировать различные показатели, знать признаки растущего бизнеса.
Рекомендуем учитывать:
- Потенциал роста рынка
Успех компании во многом зависит от перспективности рынка. Например, совсем недавно растущим рынком считалась электронная коммерция. Но в некоторых странах потенциал роста уже исчерпался, поэтому компаниям отрасли не удастся вырасти в несколько раз.
- Капитализацию
При выборе акций роста не стоит рассматривать самые успешные и сильные российские или зарубежные компании в определенной сфере, которые уже достигли максимума своего развития. Они уже заняли свою долю на рынке, и большая часть роста у них уже произошла – риски у таких компаний меньше, соответственно, доходность не такая высокая. Лучше обратить внимание на компании среднего размера с хорошими перспективами.
- Коэффициенты P/E и P/S
Для оценки потенциала роста акций инвесторы часто используют финансовые мультипликаторы.
Коэффициент P/S (цена к выручке) помогает выявить недооцененные компании с перспективами роста.
На российском рынке значение P/S ниже 2 считается привлекательным, а показатель меньше 1 может указывать на существенную недооценку. Технологические компании обычно торгуются с более высоким P/S из-за ожиданий будущего роста.
Мультипликатор P/E (цена к прибыли) показывает, за сколько лет окупятся инвестиции при текущем уровне прибыли. Чем больше показатель, тем больше срок возврата инвестиций.
Для российского рынка нормальным считается P/E от 0 до 8, что ниже среднего значения для рынка США (около 15). Если больше — вероятно, акция переоценена. Отрицательное значение мультипликатора говорит о том, что компания принесла убыток.
Важно сравнивать эти показатели со средними по отрасли – например, в электроэнергетике средний P/E составляет 19,4х, а у Интер РАО всего 2,54x, что говорит о потенциальной недооценке. Аналитики инвестиционных компаний регулярно публикуют отраслевые обзоры с анализом этих мультипликаторов, что помогает инвесторам принимать более взвешенные решения.

Для молодых компаний, которые еще не вышли на стабильную прибыль, P/E может быть неприменим, поэтому в таких случаях лучше ориентироваться на P/S и другие показатели роста бизнеса.
- Динамику выручки и расходов
Компании-эмитенты акций роста на ранних этапах не имеют высокой прибыли, могут быть даже убыточными из-за повышенных расходов на завоевание рынка. Их цель – наращивание клиентской базы и расширение масштабов деятельности, что в перспективе приведет к росту прибыли.
- Интерес инвесторов
Важно отличать здоровый интерес к компании от спекулятивного ажиотажа. Вокруг компании-эмитента не должно быть излишней шумихи, которая приводит к необоснованной волатильности курса акций и спекуляциям. Однако полное отсутствие интереса инвесторов тоже может быть тревожным знаком. Также стоит обратить внимание куда компания направляет денежные средства: если она не вкладывает в развитие, то ее «слава» будет недолгой.
Риски инвестирования в акции роста
Основные риски:
- возможность резкого падения котировок
- трудности выбора перспективных акций
- ошибки прогнозирования стоимости
- необходимость регулярного анализа и ребалансировки портфеля
- зависимость от ожиданий, которые могут не оправдаться
Инвесторы в акции роста обычно не получают стабильных дивидендов, но могут получить существенный доход от роста стоимости.
Фонд «Акции компаний роста» от «Альфа-Капитал»
Снизить риски помогают паевые инвестиционные фонды (ПИФы), которые диверсифицируют портфель.
Для тех, кто хочет инвестировать в акции роста, но не имеет времени для самостоятельного анализа, «Альфа-Капитал» предлагает фонд «Акции компаний роста». Этот фонд ориентирован на инвестиции в компании российского рынка с высокими темпами роста. Узнать больше можно на сайте или в офисах компании в городах России.