Кажется, что инвестиции в космическую сферу — простой способ увеличить доход в несколько раз за короткое время. В период с 2010 по 2020 годы прибыль отрасли увеличилась на 55%: на рынок вышли частные компании, которые начали разрабатывать спутники, развивать космический туризм и даже планировать полёты на Марс. Стоимость акций быстро меняется — почти каждая новость о полёте вызывает рост на 15-20% за день. Чем не повод увеличить капитал без лишних хлопот?

На самом деле, падения происходят ещё чаще, чем рост. Например, когда компания Virgin Galactic запланировала продажу билетов на туристические рейсы в космос, акции за день выросли на 15% и стоили 46 долларов. Но в последующие полгода из-за новостей об отменах полетов стоимость ценных бумаг постепенно упала на 80% — до 9 долларов.

Чтобы заработать на инвестициях в космос, а не уйти в огромный минус, важно разбираться в структуре отрасли и тенденциях рынка. В статье рассказываем, какие компании формируют индустрию, есть ли у них перспективы и стоит ли инвестировать в освоение околоземного пространства.

Почему космическая отрасль растёт

По данным отчёта Space Foundation, в 2020 году прибыль космического сектора мировой экономики увеличилась на 55% по сравнению с 2010 годом. А согласно прогнозам, к 2030 году доходы отрасли вырастут ещё на 230%. Такой рост вызван несколькими причинами.

Выход частных компаний на рынок. В 2015 году правительство США выпустило закон, разрешающий американским компаниям исследовать и использовать космические ресурсы. Это значит, что вложения в отрасль увеличились, а с ними — потенциальные возможности для развития. В 2020 году именно коммерческие организации принесли космическому сектору 80% от общей прибыли.

Развитие космического туризма. В перспективе туристические рейсы в космос — не только развлечение, но и способ сократить время на перелет между отдаленными друг от друга точками Земли. Например, компания SpaceX планирует в течение 10 лет разработать ракеты для международных путешествий: путь из Шанхая в Лондон на шаттле займет всего 40 минут по сравнению с 15-часовым авиарейсом и будет стоить, как место в бизнес-классе. По прогнозу Research and Markets, объём рынка космического туризма будет ежегодно расти на 24% минимум до 2031 года.

Снижение затрат в других областях за счет новых спутников. Раньше в коммуникациях и космической сфере использовались крупные спутники весом от 1 тонны. Сейчас же становятся популярными наномодели массой до 10 кг, которые благодаря небольшим размерам снижают затраты на производство и помогают сократить издержки в IT и телекоммуникациях. Например, Morgan Stanley рассчитали, что при массовом производстве стоимость одного спутника может уменьшиться с 500 млн до 500 тысяч долларов.

Обеспечение высокоскоростной сети. Недорогие наноспутники сделают интернет дешёвым и доступным по всему миру. Например, устройства Starlink от SpaceX работают без роутера и вращаются на низкой орбите, поэтому задержки соединения почти нет. Ожидается, что спутниковая связь будет приносить до 50% прибыли от общего роста космической отрасли.

Полеты людей на Марс. В SpaceX считают, что начать исследование и колонизацию Солнечной системы с Марса — оптимальный вариант: продолжительность дня, освещенность поверхности и атмосфера планеты подходят для сельского хозяйства. Компания планирует запустить первую экспедицию на корабле Starship к 2024-2026 году и после этого публично разместить свои акции на бирже.

Освоение Луны. В 2017 году NASA запустила проект «Артемида» по хозяйственному освоению Луны. На 2025 году запланирован запуск экспедиции, в рамках которой космонавты проведут на земном спутнике 4-6 недель, будут исследовать его поверхность и начнут строительство станции. В проекте принимают участие коммерческие организации: например, SpaceX выиграла контракт на сотрудничество за 3 млрд долларов и обеспечит доставку людей на Луну.

На какие сегменты и компании обратить внимание

В отрасли три основных сегмента. Один из них — производство и запуск космических ракет для перевозки грузов и людей, а также изготовление двигателей. В основном сегмент растёт и развивается за счёт трёх компаний:

  • SpaceX. Создала многоразовый космический корабль-беспилотник Dragon, совершивший 22 полета. В 2022 году в разработке пилотируемая модель Dragon 2. На этапе тестирования — Starship, который будут использовать для полетов на Марс.

За 2021 год стоимость SpaceX выросла на 33%: компания принадлежит Илону Маску, поэтому её успех частично связан с Tesla. Акции пока не купить, но публичное размещение планируется, когда наладят регулярные полёты на Марс.

  • Boeing. Разработала CST-100 Starliner — пилотируемый транспортный корабль для доставки космонавтов на МКС.
  • AstraSpace. Разрабатывает двигатели и ракеты-носители, доставляющие людей и спутники на орбиту, например, Rocket 3.

Второй крупный сегмент — запуск спутников и обеспечение спутниковой связи. Компания SpaceX в рамках программы Starlink доставила на орбиту около 2 000 спутников, чтобы создать мировую сеть высокоскоростного интернета. Илон Маск планирует выделить проект в отдельную компанию и разместить её акции на бирже. А Blue Origin с помощью ракет-носителей запускает спутники интернет-провайдеров OneWeb и Eutelsat.

В России космическую сферу занимают в основном государственные корпорации. Из-за бюрократических сложностей частных компаний немного: например, S7 разрабатывает плавучие космодромы, а стартап «Спутникс» запускает спутники. Но им сложно найти финансирование, поэтому новые проекты развиваются не так успешно, а инвестиции в них слишком рискованны.

Космический туризм — один из трёх основных сегментов, двигающих отрасль вперёд. Компания Virgin Galactic объявила, что к концу 2022 года запустит первые рейсы: пассажиры пролетят вокруг Земли чуть ниже орбиты искусственных спутников. После новости о старте продаж акции Virgin Galactic выросли на 15%, но после отмены полета упали на 20% — и непрерывно дешевели ещё полгода.

Blue Origin в 2021 году уже запустила три туристических рейса и отправила в космос 14 человек. В компании считают, что спрос на это направление будет расти, поэтому в 2022 году планируют построить больше шаттлов. Blue Origin основал Джефф Безос, поэтому успехи компании частично отражаются на котировках Amazon.

Производство техники для исследований. Она помогает изучать космос и начать осваивать другие планеты, поэтому без этого сегмента отрасль не развивалась бы так активно. Например, компания Maxar Technologies производит системы наблюдения и роботов, которые обслуживают ракеты и спутники. А стартап Astrobotic Technology выпускает посадочные модули, луноходы и даже разрабатывает марсоход.

Уборка космического мусора. Когда на орбите нет мусора, размещать спутники безопаснее и удобнее. Очисткой орбиты занимаются компании Astroscale и CleanSpace. Они разрабатывают оборудование для уборки обломков метеоритов, деталей кораблей и спутников.

Как инвестировать в космическую сферу

Космическая отрасль начала развиваться недавно, поэтому по сравнению с промышленностью, IT и другими сферами экономики в ней не так много компаний. Публичных — ещё меньше. Например, лидеры SpaceX и Blue Origin пока не размещают акции на бирже.

Остаётся инвестировать в стартапы, которые показывают нестабильный рост. Но полёты и строительство космических кораблей часто откладывают из-за технических неполадок. Это заметно отражается на цене активов. Например, акции Virgin Galactic за последние полгода упали на 80%, хотя до этого выросли на 75%. Очередной обвал на 20% произошёл после новости о переносе туристического полета.

В июне 2021 года активы Virgin Galactic стоили 55,39 долларов, а к февралю 2022 года упали до 8 долларов

Чтобы портфель не ушел в минус, важно отслеживать и анализировать ситуацию в космической отрасли. Лучше доверить это профессиональным инвесторам из управляющей компании. Они подберут активы и будут регулярно следить за динамикой. Если акции одной компании начнут дешеветь, их продадут и купят более перспективные бумаги, чтобы доходность портфеля оставалась стабильной.

Как попробовать

УК «Альфа-Капитал» предлагает стратегию «Альфа Космос» с ожидаемой доходностью 12,6% годовых. Портфель состоит из акций компаний в сферах IT, телекоммуникаций, промышленности, которые прямо или косвенно связаны с космосом. Например, Gilat Satellite Networks разрабатывает спутниковые станции, Trimble — навигационные спутниковые системы, Boeing — транспортные космические корабли.

По отдельности покупать эти акции могут только квалифицированные инвесторы. Но благодаря стратегии «Альфа Космос» инвестиции в космическую отрасль доступны всем желающим.

Минимальная сумма для вложения в стратегию — всего 200 рублей

Чтобы попробовать, оформите заявку онлайн за 5 минут. После первого пополнения счета появится доступ к личному кабинету, где вы сможете отслеживать доходность портфеля и получать регулярные отчёты. Зарабатывайте на космической сфере без постоянного мониторинга полётов и научных разработок.

Оцените пост
0

Написать комментарий